С каждым днем на просторах рунета появляется все больше и больше вкусных и поистине стоящих проектов. Кто-то объединяет несколько тематик в одну, создавая невообразимые фандомные коктейли, кто-то пытается вывести новые тематики, а кто-то добавляет в уже знакомый всем жанр новые детали и краски. В данном выпуске речь пойдет о разбавлении сказочного мира в стилистике фэнтези таким эффектным направлением как стимпанк. Думаю будет более уместно начать с того, что такое стимпанк и с чем его едят.
Коротко о главном,
или противостояние с привкусом машинного масла
А все, что вокруг
так похоже на жизнь
следит и скрипит...
Крутись, механизм.
«И смоется грим...», Э.Шклярский
Существует вот такой жанр, стимпанк или паропанк, в последние годы у всех на слуху и, наверное, в России тяжело найти человека, который о нем ничего не слышал.
Теми, кому мы обязаны зарождением этого прекрасного явления, являются Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг, авторы романа «Дифференциальная машина» или «Машина различий», а произошло это в далеком 1990 году. Стоит обратить внимание, что они же приложили руку к формированию и другого жанра – киберпанка, сходство стимпанка с которым видно невооруженным глазом.
Как и у любого жанра, у стимпанка есть свои особенности, признаки, по которым его можно узнать, от визуальных образов, до идей и особенностей социума. К сожалению, так вышло, что идей в этом жанре осталось негусто, он очень быстро стал не более чем совокупностью внешних признаков жанра и утратил характерные для себя идеи и мотивы.
Справедливости ради попробую выделить характернейшее для стимпанка противостояние человека-личности и порочного социума, где герой борется с существующим порядком, и борьба эта выражается в меньшей степени в насилии, в большей - в открытиях, изобретениях и путешествиях, отсюда популярные образы героев-ученых, героев-странников и героев-оппозиционеров. Противостоянием личного и общественного стимпанк очень похож на родственный ему киберпанк. Но иногда противостояние переносится на отношения между человеком и природой, стихией и здесь стоит отметить типичный для этого жанра конфликт между естественным, природным и механическим, изобретенным человеком, между истоками и прогрессом – конфликт этот присутствует даже в визуальных образах.
Изредка, например, в мультфильмах Миядзаки, отчетливо проглядывает экологическая тематика, но не всегда идея жизни в гармонии с природными силами в стимпанке выдается как правая, куда чаще симпатии автора на стороне прогресса и движения вперед. Можно сказать, стимпанк – это в какой-то мере мечта о будущем, покорение, преодоление человеком собственного невежества и отсталости.
Также стоит отметить, для стимпанка не характерны антигерои и черно-черная мораль. Как правило, нравственные ориентиры достаточно ясны и близки читателю.
А теперь перейдем к тем самым внешним атрибутам, по которым мы узнаем этот жанр.
Технологии
Заметьте, я не пишу исключительно «паровые технологии», так как зачем-то существует целая пачка несамостоятельных жанров, дифференцирующих произведения исключительно по признаку наличия этих самых технологий: клокпанк (шестеренки и пружины), дизельпанк (дизельные двигатели), сейлпанк (воздушные суда и полеты) и т.п. Насколько это оправдано, судить не мне, однако по сути все это вторично и прекрасно себя чувствует в рамках определения стимпанка.
Так вот, технологии. Они всегда занимают важную роль как в антураже, так и в жизни героев, которые очень часто являются изобретателями, пилотами, учеными, людьми, чья жизнь связана в той или иной степени с техникой.
За время существования жанра выработался определенный визуальный ряд, по которому мы безошибочно узнаем стимпанк даже в аксессуарах и предметах быта: шестерни, латунь, дерево, нарочито торчащие провода и трубки, цепные передачи и т. п.
High tech, low life
Эта черта характерна, по сути, для всего, к чему приставлено словечко «-панк»: упадок культуры, нищета и преступность соседствует с развитием или распространенностью техники и технологий. В случае стимпанка очень часто он накладывается на культурную эпоху Викторианской Англии, со свойственным ей ханжеством, жестокостью и нравами, так отличающимися от современных; также часто историческим антуражем для действия становится вторая половина XIX – первая половина XX веков.
Социальный конфликт
Этот момент перекликается с предыдущим, и без которого стимпанк не может считаться стимпанком и каким-либо -панком как таковым: этот жанр всегда рассматривает отношения не между людьми или их малыми группами или национальностями, а конфликты, возникающие в обществе, и многие персонажи являются представителями различных социальных слоев. Даже в произведении о войне мы всегда увидим конфликт, прежде всего, не между государствами, а между классами в отдельной стране: аристократия и рабочие, военные и гражданские, обыватели и нищие.
Чуть менее выразительно выглядят общественные конфликты между идеологическими противниками – правительством и анархистами, консерваторами и революционерами, но и здесь эти группы не делят общество по вертикали, а чаще затрагивают только его определенный слой.
Альтернативный мир, альтернативная история
Фантастические допущения, которые делают стимпанк стимпанком, как правило, возможны только в альтернативном мире с иными государствами и иной политической ситуацией, несколько реже действие происходит в нашем мире, но с иными историческими событиями.
Фэнтэзи и стимпанк: сочетать противоположное
Магический Бум-Бум более сложен, чем Магическое Ля-Ля-Ля.
«Рабочая переписка «Troika Games», Арканум-Клуб
Казалось бы, что между ними может быть общего, между сказочным, мифическим фэнтэзи, пронизанным магией и чудесами и мрачноватым стимпанком, в котором человек может рассчитывать только на свои собственные изобретения? Действительно, ничего, но именно на контрастах выстроены миры фэнтэзи-стимпанка.
Характерной деталью, знакомой нам по многим играм, является противостояние магии и механики или же ее противопоставление: маг может стоять плечом к плечу с изобретателем, но эти два образа почти никогда не сливаются воедино, магия консервативна и инертна, наука прогрессивна и деятельна, это естественное столкновение двух архетипов, однако оно вовсе не ведет к логическому конфликту, эти две черты дополняют друг друга и рисуют совершенно уникальные миры.
Из запомнившихся и невероятно ярких проектов не могу не вспомнить сейлпанковский форум «Небо», как раз тот случай, где фэнтэзийные расы и магия прекрасно и гармонично соединились с антуражем и реалиями стимпанка среди парящих в небе островов.
Не менее гармоничным выглядит и мир игры «AydenvillWorld IV. Начало Межсезонья». Мир, в котором переплетаются такие жанры, как фэнтези и стимпанк, где в каждом углу вы можете увидеть нечто знакомое. Яркие, необычные земли, ставшие не только прибежищем многим народам, но и ареной напряженного противостояния трех могучих королевств ждут, когда на них ступят герои, готовые бороться за честь и славу или за свой собственный кошелёк - решать вам.
К сожалению, сейчас не так много игр по тематике стимпанка, однако мы сумели найти еще один активный проект – «Разлом». Проект в котором грамотно совмещены элементы фэнтези, стимпанка и антиутопии на фоне социума XIX века. В мире Разлома сочетаются логика и фантазия, идеи мастеров и контрпредложения игроков. События сюжета нелинейны и, хотя центром событий является магическая аномалия, в мире есть место для трагедий и счастья личного, отличимого от общей канвы событий.