Утверждение на Руси новой религии – очень сложный вопрос. Сейчас, спустя сотни лет, мы относимся к христианству как к вере наших предков. Но тогда, в конце X века, всё было совсем наоборот. Вера греческого закона (так долгое время наши предки называли христианство, или, точнее, православие, потому что оно пришло на Русь из Византии) была чуждой для большинства русских людей. Они привыкли молиться своим старым богам, которым поклонялись ещё их отцы и отцы их отцов, и мало кому из них хотелось менять устоявшийся, привычный уклад. И новая вера была насаждена насильно: те, кто хотел креститься, к тому времени уже приняли православие от священников, прибывших на Русь задолго до решения Владимира. Бабушка князя, княгиня Ольга, была христианкой, вместе с ней новую веру приняли и многие её приближённые. Так что христианство на Руси появилось значительно раньше, в некоторых городах даже строили небольшие, очень простые храмы. Но окончательно новую религию утвердил именно князь Владимир, сделав её обязательной для всех жителей своего государства.
Точное время появления на Руси первых христиан из числа самих русских людей установить, разумеется, невозможно. По мнению некоторых авторов (А. Парменов, В. Кузнецов и др.) ещё киевские князья Аскольд и Дир вместе с некоторыми своими боярами приняли крещение от константинопольского патриарха Фотия, отправленного на Русь вскоре после похода русских на Византию 860-х годов. Это событие в отечественной историографии иногда называют «первым» или «аскольдовым» крещением. Вместе со знатью, как указывается, к новой вере обратились и некоторые простые люди города Киева. Наверняка и в других городах, особенно торговых, таких как Новгород, тоже постепенно появлялись свои христиане. В этом не было ничего удивительного – политеизм по определению более терпим к чужим богам, нежели монотеизм. И действительно: если богов много, то почему бы среди них не быть ещё одному? Небеса ведь огромны. В разных селениях одних богов почитали больше, чем других. Более того – люди определённой профессии зачастую молились в первую очередь богу-покровителю своего ремесла, а только потом уже остальным. Наше предки искали у богов, которые олицетворяли для них определённые стороны человеческой жизни (бог стад, бог войны) или природные явления (молнии, бури или огонь в руках богов) и считали очевидным и правильным обратиться к тому божеству, которое «ведало» данным родом занятий. Ведь и в жизни ты не пойдёшь к шорнику за мечом, а обратишься с этим делом к кузнецу. Таким образом, политеисты (или «язычники» применительно к Руси) должны были быть в основной массе терпимы к новому богу, который для низ был бы лишь ещё одним из многих. И, тем не менее, конфликты между христианами и язычниками были. Почему же? Скорее всего, виноваты в этом отнюдь не почитатели прежних богов. Ведь именно монотеизм (в данном случае – христианство) учит, что бог может быть только один. Подобное утверждение никак не способствует мирному сосуществованию почитателей разных богов. Но до массового крещения Руси христиан в славянских землях было значительно меньше, и другие народы, уже принявшие католичество или православие, вполне обоснованно называли русских людей «язычниками». Но дикими «варварами» русских это, разумеется, не делало. Русь и до утверждения христианства в качестве «официальной», как это бы теперь назвали, религии была достаточно развитой державой, на Руси немало было крупных городов, с некоторыми из которых, как, например, с Новгородом, торговала вся тогдашняя Европа. И, тем не менее, язычество отделяло Русь от окружавших её стран: Польши, Болгарии, Византии, Германии. Для христиан принесение жертв, хотя человеческие жертвы уже практически полностью ушли в прошлое, было неприемлемым и считалось ужасающей дикостью. Религиозные различия не добавляли теплоты в отношения между Русью и соседями, и у христианских народов всегда находился повод пограбить язычников под видом «утверждения истинной веры». Впрочем, принятие веры греческого закона не слишком изменило ситуацию: окончательный раскол между римской и византийской ветвями христианства оставил католикам повод продолжить нападения на Русь под всё тем же религиозным предлогом.
Так почему же князь Владимир, сам долгое время бывший убеждённым язычником, как говорят летописи, принял решение окончательно крестить Русь? Он не мог не понимать, что это приведёт к значительным волнениям в государстве. Должна была пролиться кровь, и русские люди снова, как это было до объединения славянских племён вокруг Киева и победы Владимира над братом, примутся резать друг друга. Не говоря уже о том, что и сам князь, ещё не так давно повелевший воздвигнуть в Киеве огромное капище, переменил веру – а в то время к религии относились гораздо серьёзнее, чем в наши дни. Для подобного поступка у него должны были быть очень серьёзные причины.
Считается, что «испытание» или «сравнение» вер, о проведении которого Владимиром упоминается в летописях, носит скорее легендарный характер. Хотя нет сомнения в том, что Рим, между которым и Византией уже тогда существовали разногласия по религиозным вопросам, был заинтересован в принятии такой могущественной державой как Русь именно католической веры. Согласно летописи, князь призывал не только христианских, но и священников других религий: ислама и иудаизма. О первом факте присутствуют упоминания и в арабских источниках. Так что, возможно, князь действительно пытался выбрать из всех монотеистических религий ту, что была бы наиболее подходящей для Руси. И в конечном итоге остановился на православии. Почему не католицизм? Известно, что ещё княгиня Ольга прогнала немецких священников, которые хотели крестить княгиню и её бояр. Об этом новым посланникам Рима напомнил и Святослав. Возможно, он уважал мнение своей бабки (хотя сам, надо заметить, при её жизни христианином так и не стал). Либо, что более вероятно, стремился установить более прочные отношения с Византией – и именно поэтому выбрал веру греческого закона. Как известно, подписанный между Киевом и Константинополем мирный договор был скреплён династическим браком между князем Владимиром и царевной Анной, сестрой императоров Василия II и Константина VIII. Ещё император Константин VII, приходившийся братьям-соправителям дедом, написал трактат, в котором отрицал возможность династического брака между христианским и языческим государствами. Таким образом, условием заключения подобного союза между Русью и Византией должно было стать принятие русскими и в первую очередь самим Владимиром православия. В разных источниках, правда, указывается разная дата крещения князя. Согласно «Повести временных лет» Владимир принял новую веру в захваченной им Корсуни непосредственно перед бракосочетанием с Анной. Но по более раннему источнику («Память и похвала Князю Владимиру» монаха Иакова) князь крестился ещё до похода на Византию. Впрочем, и эта версия не противоречит предположению о том, что одной из причин принятия Владимиром христианства была необходимость союза с Византией. Князь вполне мог сделать своей целью этот союз и, так сказать, заранее принять новую веру. Как бы то ни было, если это так, то вот причина не только принятия Русью самого христианства, но и конкретной его конфессии – православия. Но была ли эта причина единственной? Скорее всего, нет. Как уже упоминалось, часть бояр, на которых во всех делах государства вынужден был опираться Владимир, уже давно приняли христианство. И если их набралось достаточно много, то они вполне могли убедить князя насадить свою веру по всей Руси – с теми, у кого были и деньги, и воины, правитель не мог не считаться. В конце концов, положение Владимира, сына рабыни, было не таким уж прочным. Сам данный факт мог вызвать отторжение у некоторых представителей благородных родов. По старому русскому обычаю такой сын мог наследовать отцу, но вряд ли наполовину раб пользоваться бы уважением тех, кто на первое место ставил происхождение человека. Да, за князем была сила, в том числе военная, но вряд ли он хотел очередной междоусобной войны, а таких войн ему к тому моменту пришлось выиграть немало. Так что принятие новой религии, тем более, что этот вопрос Владимир долгое время обсуждал с боярами, а не принял решение единолично, мог стать также способом упрочить положение князя и обеспечить мир не только за пределами, но и внутри государства. И, наконец, нельзя не упомянуть о том, что христианство могло быть для правителей весьма «удобной» религией. Здесь можно провести параллель с принятием христианства Римской Империей. Причин было немало. Во-первых, наличие многих богов не способствует единству внутри державы. Одни поклоняются одному богу, другие другому – это, не смотря на большую терпимость политеизма к разным богам в целом, могло стать причиной конфликтов. Во-вторых, христианство утверждает, что всякая власть «на земле» (т.е. в государстве) идёт от бога. Таким образом выступление против государственной власти становилось посягательством не только на отдельного человека, но и на божественные силы – а это, согласитесь, совсем не одно и то же. Ведь в прошлом в бога верили гораздо сильнее, чем сейчас, и эта своего рода «божественная защита» могла быть весьма серьёзным подспорьем. И, наконец, христианство давало надежду каждому, даже самому бедному и убогому. Более того: не имеющий ничего, согласно Библии, после смерти в новой жизни должен был обрести райское блаженство. Богатый и облечённый властью же и здесь, на Земле, жил хорошо. Это своего рода разделение наград (одним при жизни, другим после смерти) было очень удобным. Это сейчас в современном человеке говорит скептицизм научного подхода. Тогда же верили гораздо искреннее, и вечная жизнь в Раю после смерти не подвергалась сомнению. Подытожим – христианство было, если рассуждать чисто практически, очень удобным инструментом управления людьми. Из-за этого его приняли римские императоры, по этой же причине его мог принять и киевский князь. Ведь Русь с её множеством крестьян, угнетаемых боярами и их дружинниками по праву сильного (у кого оружие – у того и сила) не слишком отличалась в этом отношении от государств Европы. И, значит, те же европейские методы управления населением вполне могли работать и на наших предках.
Что в итоге? Христианство проникло на Русь задолго до его принятия в качестве единственной религии. Основных причин, которые могли подтолкнуть князя Владимира, прозванного «Святым», к этому шагу, можно назвать три. Первая – необходимость надёжного, скреплённого наиболее надёжным на тот момент способом (династическим браком) союза с Византией. Вторая – необходимость заручится поддержкой бояр, уже принявших христианство. И третья – польза христианства для самого Владимира как для правителя государства. Всего этого оказалось достаточно для того, чтобы силой заставлять людей принимать новую веру, бросать против простого народа воинов с оружием в руках. Цена смена веры была высока – много пролитой крови и немало лет противостояния между старым и новым, верховной властью и народом, простыми людьми. Считается также, что принятие христианства способствовало развитию живописи, зодчества и письменности на Руси, к последовавшим за крещением годам относят первые памятники древнерусской письменности.